Как мотивировать учёбу ребёнка при помощи подарков

Как мотивировать учёбу ребёнка при помощи подарков

Все люди любят получать подарки. Но многие любят и дарить их. Например – родители. Ведь так приятно видеть радость в глазах своего ребёнка! Ведь подарки — это здорово. Поэтому и взрослые, и дети так ждут Нового года, дня рождения и прочих праздников, на которые принято дарить подарки. А что будет, если мотивировать ребенка на учебу подарками? В самом деле, раз презенты приносят столько радости, почему бы с их помощью не стимулировать своего ребёнка на получение хороших оценок? Но практика показывает, что подобные действия на практике могут приводить к разным результатам. 

Типичное развитие событий при мотивации учёбы подарками

Сказать, что методика мотивации хорошей учёбы при помощи подарков вообще не работает – будет не совсем правильным. Если ребёнок и так прилежно учится, если у него есть собственная (внутренняя) мотивация, то поощрительный подарок вполне может стать дополнительным стимулом к достижению определённых результатов. Более того, ряд психологов даже рекомендуют подобную практику, подменяя термин «подарок» на понятие «приз». Но использовать такие рекомендации на практике всё-таки не желательно:

  • во-первых, это работает исключительно с детьми, имеющими внутреннюю мотивацию;
  • во-вторых, даже для таких детей регулярное использование «приза» в качестве стимула может привести к смене приоритета с «учусь, чтобы быть лучшим в…» на «учусь, чтобы получить…». А это уже не есть хорошо.

В большинстве же случаев практика мотивации подарками если и приносит результат, то только в краткосрочной перспективе. Действо развивается примерно по такому сценарию:

  • родители обещают ребёнку некий подарок, если он по итогам какого-то периода достигнет определённых результатов в учёбе;
  • отпрыск воспринимает идею с энтузиазмом и даже начинает прилежно учиться;
  • при достижении результата ребёнок получает подарок и тут выясняется, что мотивация снова пропала и ребёнка снова нужно стимулировать получением подарка. Он же в свою очередь начинает требовать больше подарков;
  • в итоге наступает момент, когда ребёнок просто отказывается что-либо делать без подарка, т.е. можно считать, что переход к хрестоматийным рыночным отношениям в одной отдельно взятой семье полностью завершён.

Хотя, как правило, до последнего пункта не доходит. Родители либо сами начинают понимать, что подарочная система не работает, либо у них просто не хватает ресурсов на приобретение очередного запроса своего чада за полученную в четверти пятёрку по английскому. Поэтому  за школьные оценки голоса вконтакте могут помочь понять детям, что трудолюбие и усидчивость  мотивируют их к дальнейшему успеху.

Почему в иногда мотивация учёбы подарками не работает

Все дети чего-то хотят, но далеко не каждый ребёнок готов за свою мечту бороться и отдавать что-то взамен. Если же родители обещают за хорошее окончание четверти, триместра, полугодия или года дорогой подарок, то сначала у сына или дочери «загораются глаза» и он / она с радостью кидаются выполнять домашние задания.

Однако в большинстве случаев дети быстро понимают, что упущено уже много, а значит и потрудиться придётся не мало. Как следствие, вместо того чтобы сесть за учебники, дитятко скачивает уже готовое домашнее задание с одного из многочисленных сайтов, а контрольную работу у кого-то списывает. Ведь родителям нужна только оценка, а не какие-то там знания.

Если же вышеописанный вариант у хитрого школьника не «прокатывает», то проще смирится с неизбежным. Себя же ребёнок при этом может легко успокоить формулировкой, вроде «не так уж и хотелось» или «всё равно купят на день рождения».

Негативную роль в данном вопросе играет и фактор времени. Ведь поощрение должно поступать как можно ближе к действию, за которое оно выдаётся. В случае же с подарками, материальную вещь за свои многочисленные действия и серьёзные трудозатраты ребёнок может получить через достаточно длительный срок. В итоге, в представлении школьника подарок становится чем-то эфемерным, далёкой мечтой, а вот компьютер с играми, смартфон, мультики и друзья во дворе есть здесь и сейчас. Не надо быть психологом, чтобы понять, что перевесит чашу этих воображаемых весов.

Так может тогда просто давать ребёнку деньги за каждую хорошую оценку? Практика показывает, что и эта мотивация долго не работает. Во-первых, опять же включается механизм уменьшения трудозатрат с целью достижения того же результата (списать, чтобы получить оценку и денежку, а не знания). Во-вторых, ситуация для родителей становится абсолютно бесконтрольной. Ведь совершенно не ясно, а сколько денег нужно ребёнку, чтобы поддерживать мотивацию. Вполне возможно, что получив определённую (необходимую ему лично) сумму, чадо снова «забьёт» на учёбу. Родители же между тем будут исправно платить за пятёрки по физкультуре и ругать за двойки по литературе.

А чем же мотивировать

Единого ответа на этот вопрос, конечно же, нет. Во многом все зависит от индивидуальных особенностей ребёнка. Но некоторые рекомендации психологи всё-таки дают.

Главная задача родителей в данном случае, не предоставить ребёнку внешнюю мотивацию, а помочь развить внутреннюю. Ведь для того, чтобы начать учиться, школьник должен понимать, зачем он это делает. Некоторые дети прекрасно представляют себя в будущем, имеют чёткую цель и идут к ней. Другие путём хорошей учёбы стремятся занять определённое положение в обществе. Третьи просто получают удовольствие от самого процесса (есть и такие).

Родителям нужно понять, ради какой цели ребёнок начнёт учиться сам, что является его внутренним мотиватором. Ну а дальше просто поддерживать это стремление, помогая своему школьнику разобраться с решением сложной задачи или подтягиванием «хвостов» по каким-то предметам.

Хотя, не стоит забывать и про подарки. Только они не должны быть за что-то. Они должны делаться от души, чтобы просто отметить новое достижение маленькой, но активно развивающейся личности.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *