Тем, кто хочет научиться рисовать, бывает трудно понять, с чего начать самостоятельное обучение.
Если вы думаете, что научиться рисовать можно, только если наделен талантом и врожденным чувством композиции, вы ошибаетесь. Любой профессиональный художник скажет, что рисование – это навык, и его можно освоить и отточить. Но вот с чего начать тем, кто в детстве не ходил в художественную школу и имел «тройку» по ИЗО?
Любое обучение начинается с азов, проходит поэтапно и закрепляется практикой и тренировками. Рисование не исключение. Главное, чтобы присутствовали любопытство, желание и упорство. Если внутри горит огонь – все получится.
Поэтапная инструкция по обучению рисованию
Телега не может ехать без колес, а художник – рисовать без знания основ. Шаги, описанные ниже, являются базой. Учтите, что обучение каждому этапу может занять недели, месяцы или даже годы. Все зависит от того, сколько усилий вы приложите. Не стоит ожидать от себя шедевров на пятом, двадцатом или даже сотом занятии. Понизьте планку ваших ожиданий и получайте удовольствие от самого процесса.
Шаг 1: Рисуем простые формы
Главный принцип, пожалуй, един для всего на свете: от простого к сложному. Все состоит из форм. Даже самый сложный предмет. Поэтому начинать нужно именно с них. Но прежде чем рисовать объемные фигуры, нужно научиться рисовать то, что им «предшествует»: квадрат, окружность, треугольник.
Начните с круга. Попробуйте «усеять» весь лист кружочками разных размеров так, чтобы они не пересекались. С помощью этого упражнения рука станет более расслабленной. Она уже не будет столь напряженной, и линии будут появляться легко, как бы сами собой. Заодно избавитесь от так называемого страха перед чистым листом, который терзает многих новичков.
Круги не сразу будут ровными – это нормально. Через некоторое время координация рук и глаз улучшится, как и ваши круги.
Получается довольно хорошо? Значит, пора приступать к другим фигурам. Следующей может стать квадрат, потом треугольник и так далее.
Шаг 2: Добавляем объём
Когда линии станут более ровными, а фигуры – аккуратными, можно добавлять объем. Делается это с помощью штрихов (обязательно по форме). Так окружность превратится в шар, квадрат в куб, а треугольник в конус. Добавляя объем, не забывайте про то, из чего он состоит. Имеет значение каждая деталь: источник света, полутон, рефлекс, собственная и падающая тени.
Шаг 3: Изучаем перспективу
Перспектива важна в любом рисунке, где есть предметы, которым вы хотите придать объем. Объект, расположенный ближе, кажется больше, а расположенный дальше – меньше. Звучит логично и вполне понятно, не так ли? Если вы понимаете этот принцип, значит понимаете и основной закон перспективы.
Теперь немного о точке схода. Чаще всего её рассматривают на примере железной дороги. Мы знаем, что рельсы идут параллельно друг другу, а значит, никогда не пересекаются, но нам кажется, что они сходятся на уровне горизонта в одну точку. Эта точка и называется точкой схода, и она всегда располагается на линии горизонта. Главное, помнить, что горизонт – это линия в нашем воображении, и она зависит от положения смотрящего.
Рассмотрим на примере. Мы можем опуститься к самой земле, и тогда линия горизонта будет находиться низко, на уровне наших глаз. Если же встать в полный рост – линия горизонта также «переместится» на более высокий уровень. На высоте птичьего полета эта линия уходит еще дальше, открывая перед нами больший обзор.
Время практики. Положите на стол книгу и взгляните на нее с разных точек. Книга остается одной и той же, но выглядит по-разному. Удивительно, правда? Чтобы научиться изображать предметы верно, можно начать с простого: книга, спички, телевизор, шкатулка.
Если у вас есть стеклянная поверхность, положите небольшой предмет на нее и попробуйте зарисовать, смотря как бы снизу вверх. Такое упражнение отлично развивает пространственное мышление.
Шаг 4: Рисуем сложные формы (несколько в одном предмете)
Когда вы набьете руку, переходите к простым предметам: вазе, груше или и к тому, и к другому сразу (получится натюрморт). Если приглядеться к этим и многим другим вещам, вы обнаружите, что все они состоят из нескольких простых форм. Используйте все знания, что у вас уже есть. Анализируйте перспективу (если это требуется), делайте набросок, штрихуйте.
Рисуйте все, что вас окружает – от кружки с чаем до соседских котов.
Шаг 5: Рисуем живых существ и не только
Кстати, о котах… Животные, люди, здания и автомобили – даже такие сложные объекты состоят из простых форм. Конечно, разбирать их сложнее – это уже другой, более продвинутый уровень. На него стоит переходить после активной практики с вазами. Хотя… Наброски вам делать никто не запрещает. Чем больше, тем лучше.
Рисование движущихся объектов – это отдельная тема и настоящий вызов начинающим художникам. Тут не обойтись без частых и быстрых набросков. Их еще называют скетчами. И, скорее всего, они будут получаться у вас небрежными и порой даже оторванными от реальности. Не расстраивайтесь, это нормально. Сначала важно количество скетчей. Вот увидите, как позднее оно перерастет в качество.
Быть художником – значит быть наблюдателем. Зарисовки лучше делать с натуры. Выберитесь в кафе или парк и просто рисуйте людей, животных, все, что есть вокруг. Если такой возможности нет, рисуйте с фотографий. Но не увлекайтесь этим. В том смысле, что срисовывать тоже нужно вдумчиво. Не слепо копировать фотографию, а попытаться понять, почему здесь тень, а там блик и так далее.
Дополнительно изучайте анатомию, если хотите хорошо рисовать людей или животных.
Шаг 6: Рисуем пейзаж
Тут стоит сказать не только про пейзаж, но также про интерьер и экстерьер. Время совместить все детали, что вы уже рисовали по отдельности. Автомобили, люди, здания, животные и, конечно же, природа во всей ее красе. Рисуя общую картину, вы разовьете глазомер (умение определять расстояние на глаз, без дополнительных приборов) и чувство перспективы.
Для начала можете рисовать панорамы, например вид из окна. Сперва будет получаться как бы в общих чертах, но позднее работы станут более детализированными. Изучайте новые места, внимательнее смотрите по сторонам во время прогулок, будто видите все впервые. Пробуйте зарисовывать новые и необычные ракурсы.
Шаг 7: Пробуем разные материалы
Экспериментировать можно и нужно не только с тем, что рисуешь, но и с тем, чем рисуешь. Попробуйте делать наброски (или даже первые полноценные работы!) акварелью или гуашью, маркерами, пастелью и так далее. Возможно, новые материалы вдохновят вас. К тому же вы начнете активнее работать с цветом. Это тоже хорошо.
Конечно, художественные товары недешевы. Но пока вы учитесь и только пробуете что-то новое, необязательно покупать самые дорогие экземпляры. Вдруг не понравится? Начните с доступных инструментов средней ценовой категории.
Шаг 8: Рисуем из головы…
…и развиваем воображение.
Рисование с картинок и натуры хорошо прокачивает ваш навык. Но еще лучше, когда в голове есть идеи, которые хочется воплотить на листе. Вовсе необязательно пытаться нарисовать все именно из головы, можно опираться на подходящие изображения. Кто бы что ни говорил, референсы – это хорошо и даже отлично, если чего-то не знаешь. Даже крутые художники так делают.
Шаг 9: Определяемся с направлением и вырабатываем стиль
Попробуйте себя в разных жанрах: живопись, комиксы, портреты – пробуйте разное. Никогда не знаешь, понравится или нет, пока не попробуешь. Чередуйте обучение с рисованием того, что вас вдохновляет.
С практикой выработается ваш собственный стиль. Вы можете просматривать работы других иллюстраторов и художников и… Нет, не копировать, а анализировать, что именно вам нравится в их работах. Где-то интересное освещение, где-то сочетание цветов. Берите отовсюду понемногу и воплощайте это во что-то совершенно новое. Вдохновлять могут не только работы других художников, но книги, музыка, фильмы и многое другое.
Шаг 10: Практикуемся
На первый взгляд кажется, что рисовать, тем более реалистично, сложно. Да, конечно, это такой же труд, как и любой другой. Но всему можно обучиться, тем более сейчас, когда информация стала такой доступной. Подобрать необходимый рисунок можно на сайте: https://papik.pro
Главное – это изучить и понять основы. И не бояться ошибиться. Остальное придет с практикой и работой над ошибками.