Как известно, в фотографии, как и в других видах изобразительного искусства, существует много правил и законов. Есть так же множество рекомендаций. Но среди этих рекомендаций нет ни одной универсальной, верной, точной. Любой закон допускает исключения. А порой законы приходится нарушать осознанно, зная, что результат будет более интересен. Многие фотомастера намеренно нарушают «закон третей», например, или «режут по суставам». Таким образом, считают они, можно раздвинуть рамки реальности, показать свободу.
Но сколько не снимай, какой бы колоссальный опыт не наработай, есть в фотографии один неизменный фактор. Речь о законах оптики. Даже самый опытный мастер, не говоря уж о начинающем фотолюбителе, никогда не сможет научиться видеть мир так, как его видит объектив фотоаппарата. Фотография будет формироваться в голове фотографа, в его мыслях, как некий образ, стереотип. Как угодно это можно назвать. Это будет нечто вымышленное, придуманное, никогда реально не существовавшее, являющееся только лишь слепком фантазии автора фотографии. И вот до того времени, пока фотограф не поймет это, его работы будут очень далеки от того, что он реально видел. Проще говоря, фотокамера вряд ли передаст его замысел.
Чтобы ваш фотоаппарат фотографировал так, как вы этого хотите, нужно научиться понимать его. Видеть, так как видит он, чувствовать то, что он от вас хочет, говорить с ним на одном языке. Это похоже обучению езде на лошади или на машине. Пока не поймешь, как всё это устроено, почему оно едет, тормозит, поворачивает вправо или влево – не научишься ездить. А если и научишься, то натворишь много бед. Перейдя на сайт: https://gas-kvas.com можно узнать много нового для себя.
Часть первая, скучная. Теория
Мы уже сказали, что фотоаппарат видит мир не таким, каким видим его мы. И речь тут не о количестве передаваемых оттенков и цветов. Это всё легко настраивается, а потом достигается путем доработки на компьютере в различных графических редакторах. Речь идет о различном восприятии действительности. Дело в том, что человек воспринимает мир динамически, а фотокамера — одномоментно. Нельзя сказать, что это недостаток. Это всего лишь особенность. Человек находится в постоянном движении: он растет, взрослеет, стареет. А на фотоснимке человек всегда остается таким, каким он был даже не в какой-то конкретный день, а именно в конкретный момент. Фотография трансформирует реальность. Как только срабатывает затвор фотоаппарата, время останавливается. Конечно же, не навсегда. А всего лишь в этом, конкретном, только что сделанном кадре. Но ведь именно этот момент нам и интересен, и важен! Взять хотя бы снимок Макса Альперта «Комбат». Ведь этот солдат встал в полный рост из окопа и повел за собой в атаку своих подчиненных несколько десятилетий назад. И после этого стал знаменит во всем мире. Хотя так до сих пор и не установлено точно его имя. В середине 20 века Альперт видел так, как его фотоаппарат. Он уловил именно этот, один единственный момент, который остался жить вечно. Родоначальником направления поиска и фиксации в фотографии одного момента из протяженной реальности стал Анри Картье-Брессон ещё в начале прошлого века. Выдержка при съемке может быть и 1/1000 секунды, и несколько часов. Но, тем не менее, все, что осталось запечатлённым на фотоплёнке, будет представлено как неподвижное изображение на бумаге, или как сегодня — на экране монитора. Вот поэтому и необходимо знать и помнить то, что изображение в кадре всегда статично, заморожено. Ну, а если вы хотите, чтобы оно стало динамичным, то тут нужно знать и уметь пользоваться теми правилами, по которым живет фотоаппарат, а не человек.
Ещё одна особенность зрения фотокамеры в том, что оно заключает в себя сравнительно маленький конверт пространства. Человек воспринимает глубину пространства непосредственно, так как обладает стереоскопическим зрением. Ведь у человека два глаза. А вот фотокамера не может так видеть своим единственным глазом – объективом. Вы не общались с человеком, у которого зрение имеет недостатки? Попробуйте, как старый пират, походить хотя бы полдня с черной повязкой на одном из глаз. Тогда вы поймете, как видит фотоаппарат. Изображение для вас станет плоским, полностью потеряет свою глубину. Фотографы, конечно, про это давно знают. Да и до появления фотографии об этом недостатке было известно на примере живописи и других изобразительных искусств. Ну, а раз объем в фотографическом изображении был нами потерян, значит, его надо как-то вернуть. Само наше сознание требует этого. Только ему, сознанию, нужно дать подсказку, показать, что, где и как.
Один глаз работает в пространстве совсем по другим законам. Первым делом надо знать, что наш мозг единовременно обрабатывает лишь центральную зону изображения (Не старайтесь подключить второй глаз, ничего у вас все равно не получится. Только зря время потеряете). Остальную зону мозг человека воспроизводит по памяти. Только вот у этой памяти не хватает мощности для детализации. Да она тут и не нужна. В итоге – окружающее пространство имеет только лишь общие цветовые и яркостные характеристики. Другими словами, оно как бы размыто. Но дело в том, что эта размытость ни коим образом не связана со степенью удаления от того объекта, на который мы смотрим.
Проще говоря, глазу человека помогает логика. Более крупные, более контрастные объекты, конечно, более цветные находятся ближе, чем мелкие и менее контрастные. Именно это и называется перспективой тональной и перспективой линейной.
Но, как говорят, теория без практики мертва, не имеет смысла. Главное, что нужно понять из того, что вы только что прочитали, что разобравшись в том, как работают различные системы восприятия в каждом конкретном случае, вы научитесь конвертировать, переводить одно в другое. Нормальный, обыкновенный человек занимается этим всю жизнь. Даже вот прямо сейчас. Автор статьи оставляет на листе бумаги какие-то знаки (буквы), а вы эти знаки воспринимаете, трансформируете в своем сознании в слова, наполненные неким смыслом. Автор и читатель не общаются между собой непосредственно. Первый кодирует информацию, переводит ее при написании текста в буквы, а второй при чтении эту информацию декодирует. Вот именно так и надо поступать при фотографировании. Нужно уметь закодировать смысл, эмоции в визуально воспроизводимый образ в каком то конкретном снимке. От того, насколько хорошо эта информация будет закодирована, настолько правильно она и будет воспроизведена зрителем при декодировании, при восприятии. Чем лучше, детальнее один человек закодирует информацию, тем проще будет другому человеку понять всю ее глубину, смысл. А если эта кодировка сделана неграмотно, плохо — то и восприятие будет поверхностным, неглубоким.
Часть вторая, конкретная. Практика
С фотоаппаратом нужно научиться говорить на одном языке. Нет, конечно же не на английском. На языке образов и средств, с помощью которых передается визуальная информация. Наш сегодняшний рассказ не претендует на глубокое исследование всего этого. Мы расскажем только о малой части того богатого опыта, который накопили фотографы за время своей практики и которым пользуются ежедневно.
Продвигаться будем постепенно
Что делать для того, чтобы в снимок вернулось движение? Таких способов существует как минимум несколько.
- Первым делом, «заморозить» движение. Именно так сделал Альперт в своем снимке (представьте, и Альперта, и этого комбата уже нет в живых, а снимок до сих пор жив и не потерял своей актуальности). В большинстве случаев человек, зависший в пространстве, или находящийся в позе, которая не предполагает стабильного нахождения в ней, человеческим сознанием, человеческим мозгом воспринимается как перемещающийся. Поэтому он именно так и будет восприниматься в кадре зрителем.
- Движение, наоборот, можно и размазать. Так размазывается и сам человек И тогда зрителю станет понятно, что в момент съемки он двигался. А если на снимке ещё и статичный фон, это движение будет очень динамичным. Другой вариант — при статичном главном объекте размазать фон. Это напрямую приносит в снимок динамику. Такой способ используют для съемки спорта. Называется это съемкой с проводкой.
- Движение можно непосредственно не передавать. Можно просто добавить в кадр динамики. Сделать это можно путем использования линий и направлений, которые основаны на естественном восприятии человеком. Такую динамику, например. регулирует правило третей. Можно использовать баланс, и перспективу в кадре, и композиционное равновесие. Линии в фотоснимке сформировываются не обязательно непосредственно, но так же и в направлении взгляда. Например, в человеческом сознании давно сложился стереотип, что линия, которая начинается в нижнем левом углу и идет в правый верхний угол, символизирует рост, восхождение, позитивную энергию. Что-то другое, другие линии и направления, передают иные эмоциональные нагрузки. Но, в любой ситуации — это уже динамика. С возвращением в снимок объема дело обстоит немного посложнее. Вроде бы кажется, что методов тут очень много. Но большинство из них не прямые. Тем не менее, очень даже действенные.
- Один из самых простых способов возвращения в кадр глубины – постараться сымитировать зрение человека. Это доступно на всех современных зеркальных фотокамерах. Компактные аппараты справляются с этой проблемой намного хуже. Но, тем не менее, в последнее время и беззеркалки с приличного размера матрицей также работают по тем же оптическим законам, что и зеркальные фотоаппараты. Проблема здесь только в том, что камера тут фокусируется на целой плоскости, а не на каком то одном, главном объекте, как мы рассказывали чуть раньше. Но визуально к этому мы уже привыкли.
- Другой способ чуть посложнее. Но он связан с предыдущим. Разделение фотографического изображения на планы. Передний план, второй (средний), задний… Логическое деление подкрепляется тут оптическим выделением. Дело тут в том, что основная часть изображенного в кадре – это всего лишь сопутствующие элементы, фоновые детали. Именно они и позволяют выделить в снимке главное, основную информацию.
- При разделении изображения на планы очень важно также проследить взаимосвязь в создаваемой картинке. Как шашлык насаживают на шампур, чтобы качественно и правильно его приготовить, так и фотографическое изображение доводят, выявляя и находя линии, которые связывают в единое целое главные планы и элементы композиции в кадре. В этом случае фотографу помогают и линии, и контрасты, причем, как световые, так и цветовые. Хорошую помощь тут оказывают тональная и линейная перспективы. Они объединяют нашу картинку в единое целое.
Заключение. Философские размышления
Вот вроде бы и всё, о чем мы хотели сегодня рассказать. Главное, помните, что вся фотография не ограничивается пятью правилами, так же как и статья не ограничивается пятью иллюстрирующими её фотографиями. Важно сделать правильный вывод. Вы теперь знаете, что дело тут далеко не в фотоаппарате. Фотографирует не фотоаппарат, а фотограф, как говорил известный поэт и фронтовой фотокорреспондент Константин Симонов. Кадр рождается, прежде всего, в сознании его автора, в голове фотографа. И создается не фотоаппаратом, а руками художника, его творческим потенциалом. Отсюда, естественно, легко сделать вывод: хорошая и дорогая, «навороченная» фотокамера – не есть гарантия успеха, хорошего снимка. Если фотограф сам не умеет фотографировать, то хороших кадров и быть не может. Не может их быть до тех пор, пока фотограф не поймет, как их сделать.
Приложите все усилия, чтобы понять эту сложную машинку, посредством которой и делаются фотографии. У этой машинки есть свои ограничения, свои особенности. И чтобы эти особенности понять, чтобы узнать, что это за ограничения, не нужно стараться угадать что-то. Не нужно уметь читать чужие мысли. Нужно просто фотографировать, Фотографировать регулярно. Конечно же, при этом нужно уметь видеть, или хотя бы стараться видеть так, как видит фотоаппарат. Пытайтесь представить то, что он видит. Научитесь этому. Для этого, конечно же, нужно сравнивать то, что вы видите сами и то, что запечатлел ваш фотоаппарат. Тут, наверное, не имеет смысла прислушиваться к чьим то советам. Нужно просто верить своим собственным глазам. Уж они-то точно не соврут.