Значение рисования в деле воспитания огромно. Рисование даёт ребенку возможность обратить пристальное внимание на форму, на цветные оттенки, на светотени. Оно развивает глазомер, дает понимание перспективы и взаимного отношения частей целого и их связи в общем представлении о целом. Оно вырабатывает отчетливую зрительную память, побуждает к исследованию, к самостоятельному труду, сосредоточенности. Оно вызывает стремление к красоте, пробуждает те эстетические вкусы и взгляды, которые живут в душе у каждого. Оно воспитывает благородный вкус к прекрасному, символическому, к одухотворению окружающей природы.
Рисование помогает психологической оценке выражения лица, значения позы, движений. Наконец, доставляет наслаждение созданием фантазии, собственным творчеством, которое в дальнейшем ведет к более глубокому пониманию жизни и ее задач. Возьмем пример конкретнее – маленького ребенка, научившегося самым первым приемам рисования. Посмотрите, как прилежно, подолгу для его возраста, сидит этот ребенок за срисовыванием пусть даже трех листочков земляничной травки или цветочка незабудки. Посмотрите, как сосредоточенно всматривается он во взаимное расположение листьев, в их общее очертание, в зубчики по краю листа, в главные листовые жилки, как он непременно старается втиснуть пять круглых голубых лепесточков незабудки вокруг желтенькой серединки и т.п.
Теперь ребенок твердо запомнил и то, и другое: изображение срисованных предметов осталось у него в памяти не просто услышанными словами – «три листочка с зубчатыми краями», «пять лепестков», даже не как впечатление от беглого взгляда на чужой рисунок или на таблицу из гербария, — а перед ним при слове «земляника» тотчас встает живое, картинное представление трех листиков, которое он с любовью изучал при срисовывании.
«Наглядное обучение», пользующееся популярностью, всё построено на глядении, на взгляде, на зрительной памяти, на глазомерном сравнении предметов и их частей. «Рисование – это всемирный язык, писал Либерти Тэдд, — оно учит нас понимать язык, которым говорит нам каждый листок, былинка, раковина и кристалл о своей красоте, грации и целесообразности. Рисование воспитывает дух… Наука есть знание, а искусство – деятельность»… Впоследствии ценные вклады рисования помогают выработке «умения видеть умственными глазами нашими предмет в центре всех его отношений».
Незачем разъяснять, насколько сильно умение рисовать облегчает обучение школьным наукам, как оно нужно и полезно для взрослого человека, начиная с занятия любым ремеслом и кончая изобретениями или архитектурными проектами. Рисование с натуры побуждает любить природу, изучать её, уметь наслаждаться ее красотами, надолго запоминать увиденное. Кажется, только этого было бы достаточно, чтобы признать важное и незаменимое значение рисования в воспитании. Поэтому обязательно следует приучать каждого ребенка у этому интересному для него занятию, не задаваясь расхожим вопросом: «Есть ли у него способности?» Задатки способностей имеются у каждого ребенка, нужно только помогать их здоровому росту и разумному развитию.
Когда начинать рисовать?
Начинать занятия рисованием следует с самого раннего возраста, в 3-4 года, когда ребенок стал хорошо говорить и понимать, стал внимательно наблюдать, научился строить что-нибудь из кубиков и кирпичиков и свободно стал распоряжаться своими пальчиками. В дальнейшем все дети, в семьях которых есть картины, иллюстрированные журналы и книжки с картинками, самостоятельно проявляют потребность к рисованию, а в 5-6 лет способные дети могут начать рисование с натуры. В 7-8 лет рисование становится любимым занятием ребенка, в особенности, если кто-нибудь из родственников или из близких знакомых внимательно относится к его рисованию, хотя бы самому фантастическому, что очень свойственно для детей в эти годы.
Чем раньше начать занятия рисованием, тем это более выгодно и для ребенка, и воспитателя. С возрастом начало рисования становиться для детей все более затруднительным: на это влияет и непривычка свободно обращаться с карандашом, и потребность рисовать хорошо и быстро (из-за повышения собственных запросов к своим произведениям), а также и возрастающая в детях с годами застенчивость, самолюбие, боязнь встретить неодобрение или насмешку. Это несносное « я это не могу нарисовать» останавливает всякое движение вперед. Перейдя на сайт: https://papikpro.com/ можно узнать много нового для себя.
Что необходимо для рисования?
- Рисовать с маленькими детьми удобнее карандашами по следующим причинам:
Иметь карандаш и простую бумагу в любой обстановке проще и дешевле, чем кисти, краски и толстую бумагу;
Для маленьких карандаш более ограничен и груб и потому более подходит к их маленькому умению, тогда как кисть требует уже некоторой сноровки;
Карандаш более аккуратен для их неумелых и несдержанных натур, а кисть дает все способы неограниченно пачкаться и может в некоторых случаях вести к торможению успехов;
Карандаш требует меньше технических познаний в приемах работы, чем кисть, и потому надсмотр со стороны преподавателя может быть не столь тщательным и не столь умелым, как это необходимо при начале рисования кистью; Рисование кистью требует от ребенка вначале большего напряжения его внимания и мастерства, чем карандаш, ибо он должен одновременно следить и за формой, и за красочными пятнами – такое требование к малышу является излишним; Ошибки, сделанные карандашом, несравненно легче и проще исправляются, чем ошибки, сделанные кистью;
Изображать движение животных и людей кистью для непривычных ручек гораздо труднее, чем карандашом;
Применение кисти после установления привычки работать карандашом, когда выработалось некоторое самообладание и правильная координация движений руки и пальцев, является очень выгодным и встречается детьми и с особым интересом, так как тогда результаты работы кистью достигаются быстро и удовлетворительны по качеству. Вполне подходящие карандаши – рисовальные, мягкие (М) и менее мягкие (ТМ), годные для черчения. Сначала лучше пользоваться карандашами М, дающими мягкую и широкую линию и сильные тени. Кроме того, мягкий карандаш не требует от маленького рисовальщика большого усилия для нажима на бумагу, не принуждает ребенка впиваться пальчиками в карандаш, что при жестком карандаше часто вырабатывает вредную привычку держать его в пальцах несвободно. Напротив, с мягким карандашом ребенку легко работать смелыми движениями. Выбирать надо мягкие, без соринок, карандаши, легко и ровно рисующие, и с таким деревом, которое легко и ровно очинить острым ножом. Для малышей можно приобрести специальные утолщенные треугольные чернографитные карандаши, которые формируют правильный захват. Для детей постарше есть треугольные карандаши стандартной толщины.
- Точилка или специальный нож для безопасной очинки.
Очинивать карандаш – дело привычки. Срезать дерево следует полого, тонкими стружками, чтобы был виден конец графита, длинной примерно около полусантиметра.
- Мягкий белый ластик.
- Бумага.
Для самого младшего возраста годиться всякая бумага, и чем дешевле, тем лучше. Очень хороша так называемая писчая бумага. Лишь бы она была не слишком тонкая по возможности не глянцевая, а матовая. Из подобной писчей бумаги формата А4 наделайте дома тетрадок, размером в пол-листа, сшейте, а на обложке аккуратно и красиво напишите имя ребенка, год, число, месяц, тетрадь для рисования №1. Приготовьте тетрадь вместе с ребенком. За первой тетрадью пойдут №2, №3 и т.д.
С развитием рисования можно употреблять бумагу толстую, например ватман. Такие листки малыш будет пришпиливать 4 небольшими кнопками к листку прочного картона или тонкой гладкой доске размерами около 45*35 см. При этом надо завести какую-нибудь папку, в которую складывать готовые рисунки, перекладывая их калькой, чтобы не стирались. Когда рисунок окончен, следует написать на нем число, месяц, год.
Как держать карандаш?
Так же, как держится перо – в 3 пальцах, но нужно приучить ребенка держать его легко, вытянутыми пальцами и не очень близко от кончика (примерно на 3 сантиметра). Вначале, конечно, неизбежны ошибки, например, излишнее сжимание в пальцах, движения всей ручкой. Но затем следует приучать ребенка к тому, чтобы пальцы и кисть при спокойном локте больше двигались. Но это требовать педантично не надо, так как рисование должно приучить и всю руку совершать легкие плавные и смелые движения, что особенно окажется важным впоследствии, при рисовании углем и кистью. Способ, как держать карандаш, покажите на своих пальцах, а потом удобно уложите его в пальчики ребенка. Пусть он не боится держать карандаш легко – скажите малышу, что он не выпадет.
Поза во время рисования.
Сидеть во время рисования ребенок должен прямо, держа бумагу так, чтобы её нижний край был параллелен плечам, но никоим образом не наискось к себе, как это делается с письменными тетрадями.