Приёмы развития воображения

Приёмы развития воображения

Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующего отражения действительности.

Воображение представляет собой изменение и преобразование человеком своих представлений на основе:

1) Вычленения из целостного образа предмета какого-либо его элемента или свойства. Например, представление одной формы каменного орудия как пригодной для резания.

2) Изменения величины, размеров объектов в сторону преувеличения или преуменьшения ее по сравнению с действительными и создание таким путем всевозможных фантастических образов (великанов, гномов и т. д.).

3) Соединения в своем воображении вычлененных из разных объектов их частей или элементов и создание таким путем мысленного образа, представления нового, не существовавшего ранее в природе предмета (сфинкс у древних египтян).

4) Конструирования предмета в связи с его назначением, например копья, мысленное наделение этого орудия свойствами поражения.

Виды воображения:  

— При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием малоосознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии и т. п.

— Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы.

Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое:

— Воссоздающее воображение (представление) возникает на основе какого-либо вида наглядности (описания, схем, деталей и т. п.), оно продуцирует образы существующих, но не встречающихся в жизненной практике данного человека предметов и явлений. Воссоздающее воображение – необходимое условие взаимопонимания людей в общении, обязательный элемент обучения, передачи общественного опыта.

— Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение – продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Это вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей.

— Визуальное воображение – это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.

— Абстрактно-логическое воображение – такой вид воображения, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические соотношения.

Мечта – особая форма воображения. Мечта всегда направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления.

Фантазия – это такой вид воображения, в котором отсутствует связь желаемого будущего с настоящим.

Образ представление времени – это продукт такого представления, который можно насыщать деталями, обобщать или схематизировать, изменять яркость, дифференцировать.

Образ представления пространства – это такой образ, с которым можно совершать следующие операции: мысленное вращение масштабное преобразование, перемещение объектов, комбинирование составных частей, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение и другие.

Приемы в развитии воображения:

а) всемерное увеличение запаса представлений, так как деятельность воображения может успешно протекать только на основе многочисленных и разнообразных представлений. В любой области практической деятельности малый запас представлений приводит к бедности воображения. Наоборот, богатство представлений открывает широкие возможности для плодотворной деятельности воображения;

б) развитие способности мысленно сосредоточиваться на воображаемом объекте, видеть и слышать его внутренним зрением и слухом, представлять его себе не как-нибудь, не вообще, не приблизительно, а во всех деталях и подробностях, которые его характеризуют: «Воображаемые объекты и образы рисуются нам хотя и вне нас, но все же они предварительно возникают внутри нас, в нашем воображении и памяти», – говорит Станиславский;

в) развитие способности инициативного воображения. Необходимо руководить развитием воображения так, чтобы в процессе воображения всегда стояла определенная и ясная цель, чтобы результаты процесса воображения всегда проверялись практикой и контролировались постановкой вопросов – где, как, когда, почему, для чего и т. д.;

г) активная помощь со стороны, когда воображение иссякает и больше не дает результатов;

д) систематическое упражнение способности воображения в процессе активной творческой работы. Не следует упускать ни одного случая, в котором могли бы с пользой применить свое творческое воображение. В результате такой активной работы воображение будет все более и более совершенствоваться. Пример людей, занятых творческими профессиями (художники, писатели, конструкторы и др.), показывает, как крепнет и развивается способность воображения в процессе активного его применения в той или другой практической деятельности.

Абстрактное искусство «освобождает наш мозг от господства реальности», что позволяет нам получать доступ к новым эмоциональным или когнитивным состояниям, которые в противном случае скрыты от нас в повседневной жизни.     Космос абстракция планеты и многие другие абстрактные изображения помогут нам отвлечься от реальности.

Этот процесс явно вознаграждается, поскольку позволяет исследовать ещё не открытые внутренние территории мозга зрителя.

Можно сколько угодно посмеиваться над абстракционизмом, но если походить в музей современного искусства пару месяцев и прийти в подготовленном состоянии на такую выставку — обязательно «поймаешь очень классную волну». Не отказывай себе в этом!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.